четверг, 16 февраля 2017 г.

Корабль-призрак 

В истории человечества было много загадок, подвластных или не подвластных нашему восприятию и пониманию. И одной из таких загадок стало происшествие с двухмачтовой бригантиной «Мария Селеста». О загадочной судьбе бригантины «Мария Целеста» писали и рассказывали столько, что сейчас уже почти невозможно отличить, где в этих рассказах правда, а где вымысел. В поисках ответа на мрачную тайну выдвигались десятки различных версий, вплоть до самых фантастических, но никто до сих пор не знает и, по-видимому, уже никогда не узнает, что произошло на борту судна на самом деле...
«Мария Селеста» — корабль, который по необъяснимым причинам был покинут всеми членами экипажа и пассажирами. Бригантина «Мария Селеста» была найдена в 400 милях от пролива Гибралтар 4 декабря 1872 года судном «Деи Грация».
«Мария Селеста» это двухмачтовая бригантина, которая была построена на канадской верфи в Новой Шотландии в1862 году. При крещении ей дали имя «Амазонка». Корабль имел следующие характеристики: в длину 30 метров, в ширину семь с половиной метров, осадка корабля составила 3,5 метра. Сразу после спуска на воду всем стало понятно, что флот её Величества пополнился ещё одним прекрасным кораблём. Владелец судна не мог не нарадоваться своим приобретением в виду его мореходных качеств и прекрасного вида. А судно было действительно добротным, единственным его минусом была его дурная слава (на первом же своём плавании погиб его первый капитан).

На протяжении нескольких лет бригантина «Амазонка» ходила в море под флагом Британской торговой компании. Бригантина не раз прославилась благодаря своему быстрому ходу, но в один прекрасный день именно из-за этого и из-за алчности капитана она наскочила на всём ходу на мель и очень сильно повредила днище. После капитального ремонта «несчастливое» судно было продано американцам.
По всей видимости, новому владельцу бригантины пришлось не по вкусу фривольное название корабля «Амазонка» и он переименовал её в «Мария Селеста» в дословном переводе на русский «Девственница Мария». И уже под этим новым именем судно на веки вошло в историю.
«Мария Селеста» была прекрасным судном и даже после десяти лет использования. Её судоходные качества были практически в том же состоянии, что и после первого спуска на воду. Об этом свидетельствуют факты, найденные в архивных документах Бюро судоходства.
Корабль был прекрасным, а вот то, что с ним могло произойти остаётся и по ныне загадкой со многими неизвестными. Итак, за несколько дней до своего последнего рейса «Мария Селеста» получила нового капитана. Им стал бывалый моряк, американец по имени Бенджамин Бриггс. Его двадцатилетний стаж работы на парусных судах воистину внушал доверие. У Бенджамина Бриггса был внушительный послужной список и его репутация не вызывала ни у кого никакого сомнения. Кроме этого, штурманом на судне был его бывший капитан опытный моряк Альберт Ричардсон. Он славился своим лихачеством и во многом из-за этого руководство судоходной компании решило взять на борт «Марии Селесты» нового капитана. Но поскольку Альберт слишком сроднился со своим бывшим кораблём, он решил не переводиться с него и остался на нём штурманом и помощником капитана.
Американская бригантина «Мария Селеста», гружёная коньяком, вышла из Нью-Йорка  10 ноября 1872 году к берегам Италии. Однако, дойти ей суждено не было. На её борту находились восемь членов экипажа и два пассажира (жена капитана и его маленькая дочь Софи). Ещё следует добавить, что у капитана Бриггса был шестилетний сын, но по счастливой случайности он остался у своей бабушки в Бредфорде и таким образом не смог разделить участь своей семьи.
Согласно судовому журналу на борту в этом злополучном рейсе находились:
Капитан – Бенджамин Бриггс США 37 лет

Помощник капитана, штурман – Альберт Ричардсон США 28 лет

Второй помощник капитана – Эндрю Джиллинг Дания 25 лет
Стюард и кок – Эдвард Хэд США 23 года
Матрос – Волкерт Лоренсе Германия 29 лет
Матрос – Ариан Мартенс Германия 35 лет
Матрос – Бой Лоренсон Германия 23 года
Матрос – Готтлиб Гондешаль Германия 23 лет

Пассажиры


 Жена капитана – Сара Элизабет Бриггс 31 год

Дочь капитана – София Матильда Бриггс 2 года
И капитан Бриггс и вся его команда были полны уверенности в том, что всё так и произойдёт. Однако, груз всё же попал в Геную, а вот капитану и всем его попутчикам этого сделать не удалось. Прошло достаточно времени, чтобы переплыть Атлантику, но после выхода судна из Нью-Йорка никто и никогда уже не видел ни Бриггса, ни членов его команды и его семьи. Спустя два месяца моряки бороздившего Атлантику парусника «Дей Грэйша» заметили неизвестную бригантину, идущую под парусами, и стали подавать ей сигналы.
…В пятницу 13 декабря 1872 года два человека в фуражках офицеров торгового флота вошли утром в кабинет командира порта Гибралтара. «Мое имя Морхаус, — сказал один из них, тот, что был повыше ростом. — Я капитан американского судна «Деи Грация», которое вчера вечером прибыло в порт. А это мой помощник Оливье Дево. Я пришел вам доложить, при каких обстоятельствах мне пришлось спасти бригантину «Марию Целесту», на которой не оказалось команды».
Вот что рассказал Морхаус, обращаясь к записям в судовом журнале и к памяти своего помощника, чтобы уточнить некоторые детали.
Точно в полдень 4 декабря 1872 года капитан «Деи Грация» определил по солнцу свои координаты — 38°20′ северной широты и 13°37′ западной долготы. До Гибралтара оставалось менее 400 миль — два дня плавания. Судно совершало плавание из Нью-Йорка в Геную. Капитан уже было начал спускаться с полуюта на бак, как вдруг услышал от вперёдсмотрящего, что по левому борту виднеется парус. А спустя ещё некоторое время уже отчётливо видны были силуэты не очень большого корабля. По всему было видно, что это была двухмачтовая бригантина. Судно шло на одном кормовом фоке и клевере, все остальные паруса были спущены. На её мачте развевался американский флаг.
«Я сразу заметил, что судно плохо держится курса, продвигаясь вперед зигзагами. Когда суда немного сблизились, я велел поднять обычный сигнал, сообщая международным кодом название своего корабля, порт отправления и порт назначения. Никакого ответа. Тогда я велел просигналить: «Нуждаетесь ли вы в помощи?» Опять никакого ответа. Подойдя еще ближе, я рассмотрел, что на палубе никого нет, и смог уже прочитать на борту бригантины «Мария Целеста»".
Капитан Морхаус давно был знаком с капитаном Бриггсом, он можно сказать был другом его детства. Да и капитанами они стали почти в одни день. И ещё и в один год женились и по какому-то злому року судьбы вышли в плавание почти одновременно, да и ещё и в одном и том же направлении и из одного и того же порта.
Для капитана Морхауса было непонятным, почему его друг не подаёт никаких откликов. Он был очень удивлён и обеспокоен данным фактом и приказал своей команде лечь на обратный курс и догнать бригантину капитана Бриггса. Сравнявшись с «Марией Селестой» капитан Морхаус отправил на её борт, старшего штурмана Оливера Дево и двух матросов, дабы они разведали и прояснили обстановку на самостоятельно дрейфующем корабле.
«Мы поднялись на палубу по свисавшим через борт тросам, — сообщил Дево. — Бриг давал крен на правый борт. У штурвала никого не было, и он крутился из стороны в сторону. Мы осмотрели все судно, от палубы до трюма, но никого не нашли».
Рангоут и мачты были в полном порядке. Верхний формарсель и фок отсутствовали, вероятнее всего они были сорваны ветром. Из парусов были натянуты только фокстаксель и кливер, а остальные паруса либо были убраны, либо были разорваны в клочья, а оставшиеся из парусов были перенаправлены в другие галсы. И ещё на крыше носовой рубки лежал спущенный грот-стаксель. «Селеста» двигалась вперёд рывками, перекачиваясь с одного борта на другой.
Первое, что бросилось в глаза Оливеру Дево, был открытый люк носового трюма. Его деревянные лючины валялись рядом на палубе внутренней стороной вверх.
Груз, состоящий из 1700 бочек коньячного ректификата, остался нетронутым, и одна из находившихся там бочек была насухо пуста.  Между бочками плескалась вода. Уровень воды в трюме был около метра.
Второй трюм тоже оказался открытым. Его люковые крышки были сложены как положено — нижней стороной к палубе. В этом трюме также была вода.
На бригантине отсутствовали спасательные шлюпки. И если одна из них была сдана в ремонт ещё перед отправлением в плавание, то вторая была спущена на воду с борта, который при направлении корабля в Геную был наветренным.
Старший штурман обратил внимание на то, что все шесть окон кормовой надстройки были закрыты брезентом и досками.
Судовой компас был разбит и валялся возле штурвала. А нактоуз был сдвинут с места, по всей видимости, при помощи лома.
В каюте капитана световой люк оказался открытым. Палуба, переборки и все вещи в каюте были влажными. Судовые документы отсутствовали. Не было также секстана, хронометра и навигационных книг.
На поручнях с правого борта были сделаны зарубки топором.
Дево вышел в коридор и открыл дверь соседней каюты — старшего помощника. Здесь было сухо. На столе лежал раскрытый судовой журнал «Марии Целесты». Последняя запись в нем относилась к 24 ноября 1872 года. В ней говорилось, что в полдень этого дня судно находилось, по астрономическому определению, в точке с координатами 36°57′ северной широты и 27°20′ западной долготы. То есть тогда бригантина находилась в 100 милях к западу от Азорских островов. Но теперь «Мария Целеста» была в 500 милях к востоку от них!
В кают-компании на столе были расставлены тарелки и чашки, лежали ложки, ножи и вилки. У иллюминатора стояла швейная машинка. На швейной машине стояла бутылочка с машинным маслом, это явно свидетельствовало о том, что море было спокойным. На полу были разбросаны игрушки.
Штурман «Деи Грации» увидел на письменном столе грифельную доску, на которой судоводители обычно делали черновые пометки, перед тем как сделать запись в вахтенном журнале. Оказалось, 25 ноября 1872 года в 8 часов утра бригантина находилась в 6 милях к зюйд-зюйд-весту от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).
В ящиках стола Дево обнаружил драгоценности и две пачки денег — фунты стерлингов и доллары.
В носовом кубрике рундуки матросов оказались в полном порядке, зюйдвестки были развешены, на веревке сушились матросские робы. Нигде никакого следа насилия. Оставлены были даже трубки, чего не сделает в здравом уме и твердой памяти ни один моряк.
В кладовой хранились запасы провианта, которых хватило бы на полгода. Дево снова вернулся на мостик, отыскал судовой журнал.
Продолжая осмотр, Дево установил, что шлюпки отсутствуют. Если судно было оставлено по каким-либо таинственным причинам, то это произошло совсем недавно.
Самым странным фактом было даже не отсутствие ни одной живой души на судне, а то, что на нём не было найдено практически никаких повреждений, говорящих о нападении пиратов или о попадании в шторм. И в таком состоянии три моряка с «Деи Грации» благополучно доставили бригантину своим ходом в порт Гибралтар.
Начальством порта Гибралтар сразу же была составлена комиссия для разбора обстоятельств исчезновения людей с судна. В состав комиссии были включены очень компетентные люди и приглашены два сыщика из Скотланд-Ярда. Комиссия обследовала всю бригантину вдоль и поперёк, в результате чего установила ещё одну немаловажную деталь. Было установлено, что на корабле не было никаких внутренних и внешних повреждений, то есть бригантина не подвергалась нападению и не попадала в шторм.
Еще в начале следствия прокурор Салли Флуд пришел к заключению, что на «Марии Целесте» взбунтовался экипаж. Он окончательно уверился в этом, когда на судне нашли шпагу с бурыми пятнами на острие. Такими же пятнами была покрыта в некоторых местах и палуба. «Это кровь», — заявил прокурор. Однако анализ показал, что это обыкновенная ржавчина или следы вина. «В носовой части погнут фальшборт», — сообщил один из проводивших расследование. «Результат обычного воздействия шторма», — осмотрев поврежденные места, заключил инспектор по мореплаванию.
Салли Флуд настаивал на своем: «Матросы «Марии Целесты» перепились и подняли бунт. Они убили капитана, его жену, дочь, лейтенанта, старшину и выбросили трупы в море. Потом, отрезвев и увидев, что натворили, матросы покинули корабль и были подобраны каким-то кораблем».
Такие гипотезы ничем нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть. Консул Соединенных Штатов в Гибралтаре направил донесение в Вашингтон, чтобы там могли принять необходимые меры для розыска и наказания преступников. Прокурор со своей стороны дал знать в министерство торговли в Лондоне и во все английские и американские консульства, чтобы в случае, если обнаружатся люди с «Марии Целесты», их сразу задержали и допросили. К тому же все крупные газеты, выходившие на английском языке, напечатали сообщения с призывом ко всем, кто мог дать какие-нибудь сведения о «Марии Целесте», обратиться к властям.
Расследование дела после этого было закрыто, а бригантина «Мария Селеста» отправилась в свой новый путь с новым экипажем. Однако судьба пропавших членов экипажа и пассажиров бригантины продолжала волновать общественность. Ведь по своей сути, так и не был дан ответ на вопрос — что же всё-таки произошло с кораблём и в большей степени с людьми. Следствие же смогло прийти только к одному выводу о пьяном бунте матросов. И шлюпка была спущена с борта не без участия человека. И возможно именно этот факт и пустая бочка спирта стали во главу угла при выдвижении данного заключения. Хотя явных признаков того, что всё именно так и произошло, на судне установлено не было.
Ещё по одной версии было предположение, что капитан «Деи Грации» вступив в сговор с матросами «Марии Селесты» и ещё в порту Нью-Йорка договорился с ними о том, что они поднимут пьяный бунт на корабле, а он их затем подберёт в море и высадит на островах. Но только в этой версии не было никакого смысла, собственно говоря, как и в первой версии — груз и все драгоценности, имевшиеся на корабле, после ухода команды остались нетронутыми.
Комиссия решила, что шторм не мог стать причиной трагедии. Один из главных доводов — масленка на швейной машинке. При шторме никем не управляемая бригантина испытывала бы сильную бортовую и килевую качку, в результате чего масленка соскользнула бы с гладкой полки швейной машинки на ковер. Это случилось бы и с тарелками, стоявшими на столе в кают-компании.
Вскоре из Нью-Йорка в Гибралтар прибыл Джеймс Х. Уинчестер, владелец бригантины, и с ним капитан Хатчинс, который должен был принять командование судном, когда следствие будет закончено. Уинчестер сообщил, что обнаруженная на корабле фисгармония принадлежала миссис Бриггс, которая взяла ее с собой, чтобы развлечься во время плавания. А из двух спасательных шлюпок одна была сломана во время погрузки и ее не успели заменить, но вторая во время отплытия, несомненно, была на корабле.
Согласно ещё одной версии, роль главного злодея была привязана к владельцу судна Джеймсу Уинчестеру. Перед отправкой корабля, он якобы подговорил команду к бунту, дабы они убили капитана Бриггса и затем затопили корабль и он бы в таком случае получил за него страховку. Однако, что-то во время запланированной операции пошло не так и бригантину не удалось затопить. Однако у данной версии тоже не было прямых доказательств, да и если бы было всё именно так, то хоть кому-нибудь бы удалось выжить.
Но на то время тема о спланированном на судне мятеже так понравилась публике, что практически все мировые газеты на перебой выдавали сюжеты того, что могло произойти на «Марии Селесте». При этом авторы всё новых и новых сюжетов забирались в такие дебри, что порой казалось, что они сами присутствовали на корабле во время всех этих событий. В этих повествованиях говорилось о том, что экипаж наевшись каких-то продуктов, сошёл с ума, вернее пища вызвала у всех галлюцинации, которые и привели к столь нежелательным последствиям. Люди сами по себе повыкидывались в море не отдавая отчёт своим действиям. Но позвольте, куда в таком случае делась маленькая девочка?
Другие утверждали, что на «Марию Селесту» напали мавританские пираты и убили всех находившихся на борту людей, а ничего забрать с корабля у них не получилось из-за приближения к нему судна «Деи Грации». Третьи утверждали, что и вовсе бригантина подверглась нападению гигантского осьминога. Но если бы это было так, то тогда вся посуда стоявшая на столу в кают-компании валялась бы на полу и на борту остались бы хоть какие-то отметины. Но этого ничего не было.
Ещё по одной версии происшедшего, на корабле внезапно вспыхнула какая-то эпидемия болезни и капитану с женой и помощниками пришлось быстро с него ретироваться, спустив на воду шлюпку. Но до берега они таки не добрались. А матросы, обнаружившие пропажу старших членов экипажа, залезли в трюм, перепились и попадали все пьяные за борт.
Но наиболее трезвые суждения были направлены в сторону пьяного бунта. Ведь согласитесь 1700 бочек коньячного спирта, это уж очень большое искушение для людей, которые находятся далеко от земли и пребывают в постоянном ощущении страха за свою жизнь. А пьяному, как известно и море по колено. Да и ещё и открытые трюмы, один из которых был открыт нормально, а второй кое-как, могли свидетельствовать в пользу данного суждения. Первый люк был открыт трезвым человеком, а второй уже бывшим изрядно навеселе. Уильям А. Ричард, который был в то время министром финансов Соединенных Штатов, написал открытое письмо, которое появилось на первой странице «Нью-Йорк таймс» 23 марта 1873 года:
«Обстоятельства дела вызывают весьма мрачные опасения, что капитан судна, его жена, ребенок и, возможно, старший помощник были убиты озверевшими от выпивки матросами, которые, по-видимому, получили доступ к бочкам со спиртными напитками, составлявшим значительную часть груза.
Однако была ещё одна версия. Когда кем-то был приоткрыт кормовой люк, при соприкосновении воздуха с парами спирта мог произойти внезапный выхлоп (кстати, из-за этого мог открыться и лежать перевёрнутым второй люк). А после данного выхлопа капитана и команду могла охватить паника и они все, не дожидаясь, пока взорвётся весь корабль, спустились на шлюпке на воду и, немного отплыв, держались неподалеку от корабля. Но выхлопов и взрыва так и не последовало — команда решила вернуться на борт, но набежавший ветерок унёс от них бригантину. Экипаж же с пасажирами по какой-то причине так и не смог добраться до близлежащих островов и погибли. И в этой версии есть логика: покинутый в спешке корабль (были оставлены все вещи и деньги и драгоценности и даже курительные трубки моряков), взятые с собой штурманом навигационные приборы для правильного определения своего места положения, разбитый корабельный компас, который мог пострадать во время выхлопа. Единственной нестыковкой в данной версии могла бы быть пустая бочка спирта, но ведь её могли выпить и моряки с «Деи Грации».
Больше ничего нового установить не удалось, и 26 марта 1872 года Трибунал Морского флота постановил выдать Морхаусу награду за спасение в размере одной пятой части стоимости «Марии Целесты», включая и груз. Это составило 1700 фунтов стерлингов, которые и поделили между собой капитан и команда. «Мария Целеста» была возвращена судовладельцу и продолжала плавать, хотя все время возникали трудности с набором команды. Дурная слава прочно закрепилась за судном, и моряки неохотно нанимались на бригантину. Казалось, что какой-то рок преследует несчастный парусник. В 1885 году «Мария Целеста» погибла, и тоже при весьма загадочных обстоятельствах. В отличную погоду бригантина наскочила на подводные скалы около Гаити и затонула. Катастрофа выглядела столь необычной, что капитана обвинили в умышленной аварии для получения страховки. Однако незадолго до судебного процесса он умер. Сама ж бригантина была доставлена в близлежащую гавань и была распилена на дрова. Вот так и закончилась большая история маленького корабля.
Через много лет после того, как произошло это событие, объявился человек, который утверждал, будто он единственный из членов экипажа «Марии Целесты», кому удалось спастись. Он рассказал, что капитан вызвал старшего помощника на соревнование, кто быстрее проплывет вокруг судна, но их атаковала акула. Матросы с ужасом смотрели на эту сцену, как вдруг на палубу обрушилась огромная волна и всех до единого смыла за борт. «Мария Целеста» не перевернулась и продолжала плыть дальше, а экипаж, кроме одного матроса, утонул.
Самозванцы, выдававшие себя за матросов с «Марии Целесты», стали появляться один за другим. Даже через пятьдесят лет после исчезновения судна можно было услышать «излияния» моряков, утверждавших, будто они плавали с капитаном Бриггсом.
Догадок, конечно же, было очень много, но ни одна из них не могла помочь прийти следствию к наиболее реальному объяснению происшедшего на «Марии Селесте». Даже проведённая специальная операция военным корветом Британского флота на Азорских островах не дала никакого эффекта, никакого присутствия высадившихся на острова людей не было найдено. И комиссия, созданная в порту Гибралтар, так, в конце концов, и не смогла прийти ни к какому взвешенному решению.
Конечно, напрашивалась сама собой единственно правильная версия о том, что все люди, находившиеся на борту, по какой-то причине в спешке покинули корабль, погрузившись в единственную шлюпку. При этом они захватили с собой практически все корабельные документы (правда, почему-то при этом, оставив судовой журнал, можно сказать главную книгу на корабле), все приборы по навигации, кроме разбитого компаса (возможно по случайности). И при этой спешке они не захватили с собой ни одного бочонка с водой, а также продуктов (найденного запаса на корабле хватило бы на пол года). Не взяли драгоценности и деньги, а также капитан-коллекционер не захватил свою саблю и напоследок, матросы не взяли свои курительные трубки (на то время матрос и курительная трубка были одним целым).
И тогда и сейчас существует множество вопросов, на которые, как ни тогда, так и не сегодня не возможно найти ответа. Итак:
— Почему все окна в кормовой надстройке были заколочены, а окна в каюте капитана и в кают-компании были открыты настежь?
— Почему один из открытых люков лежал естественно, а другой был перевёрнут?
— Почему запись сделанная 25 ноября 1872 года на грифельной доске была сделана ни капитаном, ни его помощниками, а неустановленным лицом? Об этом свидетельствовала проведённая графологическая экспертиза. Дело всё в том, что четверо из матросов были немцами и они не умели писать и читать даже на своём языке, не говоря уже об английском, на котором и была сделана данная надпись. И в этом случае людьми, кто мог бы сделать данную запись могли быть кок или жена капитана, которые владели английским, но в таком случае напрашивается сам по себе вопрос, — А где же был тогда весь командный состав?
— Почему и кем были изрублены топором поручни с правого борта? Ведь на всём корабле так и не было найдено никаких следов насилия.
— Почему были порваны паруса, ведь было с точностью установлено, что «Мария Селеста» в шторм не попадала?
— Почему на грот-мачте были спущены паруса?
— Почему одна бочка из под спирта оказалась пустой?
— Почему и зачем в каюте штурмана находился ящик с инструментами?
— Почему шлюпка, которая находилась на бригантине, была спущена с левого борта? Тогда как в условиях нахождения корабля целесообразней её было спускать с правого?
— И на конец, почему капитан Морхаус повстречал бригантину шедшую на запад, а не на восток, так как ей было бы положено следовать?
После всех этих вопросов совершенно неясно, почему адмиралтейская комиссия закрыла дело в виду не возможности найти в нём истину? Дело было закрыто с формулировкой: «До появления новых фактов проливающих свет на обстоятельства исчезновения людей с борта «Марии Селесты».
С того времени прошло уже много лет и сейчас человека занимают все новые и новые загадки, но тайна «Марии Селесты» и сегодня продолжает будоражить людские умы, которые строят все новые гипотезы произошедшего события.




Комментариев нет:

Отправить комментарий